Международный семинар-тренинг:
«Молодежная мобильность: путь к успеху»

Модели работы отборочных комитетов

Механизмы отбора кандидатов для участия в международных программах могут отличаться в зависимости от формы организации академической мобильности, однако существует ряд общих элементов и принципов, которые наиболее часто используются в белорусских вузах либо программах, ориентированных на белорусских участников. Знать подобные процедуры просто необходимо — это существенно повысит ваши шансы получить грант на обучение / стажировку за рубежом.

Итак, вполне понятно, почему участие в международных программах осуществляется на основе конкурсного отбора: такой способ организации академической мобильности позволяет обеспечить равный и справедливый доступ всех желающих к весьма ограниченному числу «мест» на обучение за рубежом. Обязательным условием проведения отбора является его открытость и прозрачность — это значит, что все участники конкурса подчиняются единым и всем известным правилам, а также получают полную информацию о ходе отбора и его результатах. Кроме того, сама оценка кандидатов, проводимая по ряду критериев, должна быть объективной и беспристрастной.

Для выполнения данных требований создаются так называемые отборочные комитеты — коллегиальные органы, которые позволяют обеспечить баланс интересов как непосредственно самих участников конкурса, т.е. студентов, преподавателей, ученых, так и, в более широком смысле, других «заинтересованных сторон»: факультетов, вузов, администраторов программ / проектов и т. д. Естественно, чем шире представительство различных категорий академического сообщества в отборочном комитете, тем решения, принимаемые им, носят большую степень объективности. Например, отборочный комитет БГУ включает в себя более 20 членов, представляющих интересы студентов, преподавателей, деканатов, центральной администрации. Качественный состав отборочных комитетов может также дополняться экспертами в области международного образования, имеющими многолетний опыт обучения либо работы в зарубежном вузе, иностранными преподавателями, психологами, лингвистами и т. д.

С точки зрения организационной структуры конкурсной академической мобильности можно выделить несколько типичных моделей функционирования отборочного комитета.

Самая простая модель — это отбор без прямого участия направляющего учреждения («Home Institution», вуза, в котором обучается либо работает кандидат). В данном случае решение о судьбе кандидата принимает зарубежная сторона, как правило, это администрация фонда и / или принимающий вуз («Host Institution», т. е. вуз, в котором планирует пройти обучение / стажировку белорусский участник программы). Роль направляющего учреждения при такой модели может сводиться лишь к выдаче необходимых документов или справок, адресуемых непосредственно в международный фонд.

  
Модель отбора кандидатов без участия направляющего вуза 
 
Если академическая мобильность реализуется в форме прямых межвузовских договоров / соглашений, то непосредственное участие в отборе кандидатов обязательно принимает направляющий вуз. В данной модели отбора принимающий вуз, как правило, лишь подтверждает свою готовность принять на обучение / стажировку номинированных лиц. Кстати, подобная модель реализуется при организации академических обменов в рамках программы Эразмус+.

Существуют и другие, более сложные модели отбора, когда в процессе принятия решения в равной степени участвуют оба вуза и направляющий, и принимающий. Окончательный отбор при этом производится некоей общей комиссией посредством голосования. Такой способ отбора применяется при проектной форме организации академической мобильности, например, в рамках программы Эразмус Мундус.