Международный семинар-тренинг:
«Молодежная мобильность: путь к успеху»

Финансирование академической мобильности

Сегодня в нашей стране привлечение студентов и преподавателей из-за рубежа, а также направление на обучение / стажировку белорусских студентов, ученых, преподавателей рассматривается как важная часть государственной политики. В бюджетах многих европейских государств запланированы расходы на финансирование как въездной, так и выездной мобильности. И Беларусь в данном случае не исключение: бюджетом нашей страны также предусмотрено выделение существенных ресурсов для поддержки выездной академической мобильности. Например, финансирование обучения и стажировки белорусских студентов, преподавателей и научных работников в зарубежных вузах финансируется в рамках Государственной программы развития высшего образования на 2011—2015 гг. Кроме того, в республике действуют и целевые программы, финансирующие академическую мобильность в тех или иных научных областях. Например, Национальная программа по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях или Государственная программа подготовки кадров для ядерной энергетики и т. д.
 
Подобные программы существуют и за рубежом. При этом наряду с государственными бюджетами финансирование академической мобильности может выделяться и в рамках бюджетов или фондов объединений государств, например, Европейского Союза, который является крупнейшим в мире провайдером финансовых ресурсов для образования и науки. У многих объединений государств также существуют свои фонды для финансирования академических обменов, например, у Содружества Независимых Государств — «Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества», у Вышеградской «четверки» (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия) — «Международный вышеградский фонд», у стран—членов Центрально-Европейской инициативы — «Фонд сотрудничества ЦЕИ» и т. д. Наряду с государственными или межгосударственными фондами финансирование выделяется и международными организациями, такими как ООН, ГЭФ, ОБСЕ, НАТО и другими.
 
Говоря о странах, межгосударственных объединениях или международных организациях, выделяющих средства для образовательных или научных проектов, принято использовать термин «доноры».

Средства для поддержки международной академической мобильности выделяют также организации и учреждения меньшего порядка: научно-образовательные ассоциации или общества, фонды образовательных и научно-исследовательских учреждений, коммерческих предприятий, компаний, частных лиц и т. д. Например, Фонд Герды Хенкель (ФРГ), Фонд Canon (Япония), Фонд Королевы Ядвиги (Польша) и др.
 
Механизм выделения финансовых средств, как правило, предусматривает наличие специализированных агентств, которые управляют денежными потоками и обеспечивают доведение средств до конечных бенефициаров, т. е. студентов и преподавателей. Эту деятельность они осуществляют на основе так называемых программ и инструментов, т. е. набора определенных правил и процедур, выполнение которых обязательно для всех участников обмена: как для студентов и преподавателей, так и для принимающих вузов. Существует два основных способа выделения средств: первый — «прямой», когда агентство от лица фонда напрямую финансирует академическую мобильность студентов и преподавателей, и второй, «косвенный», когда средства выделяются через третью структуру — например, консорциум университетов или проектную команду.
 

 

Механизм финансирования международных программ академической мобильности