Международный семинар-тренинг:
«Молодежная мобильность: путь к успеху»

Составление плана обучения за рубежом

Планирование своего научно-образовательного или педагогического визита за рубеж — самый важный этап участия в международной программе академической мобильности!

Именно с этого следует начинать подготовку к участию в конкурсе программы. Выбор зарубежного вуза / факультета / кафедры зависит прежде всего от интересов кандидата, а также его научного и образовательного профиля. В то же время для различных категорий участников академических обменов подходы к составлению плана обучения / стажировки за рубежом, а также формы подобных документов отличаются.

Студенты 1—2 ступени, планирующие свое обучение в зарубежном вузе, отражают содержание своего академического визита в индивидуальном учебном плане. Форма индивидуального плана устанавливается правилами той или иной программы.

В целом же данный документ содержит следующие информационные разделы:

1) личные данные участника академической мобильности (ФИО, вуз, факультет, специальность, курс и т. д.);
2) сведения о принимающем вузе (наименование вуза, факультета, программы обучения или специальности);
3) перечень тех дисциплин, которые кандидат планирует пройти в зарубежном вузе. 

Как правило, наряду с наименованием дисциплины в учебном плане указывается ее код, а также объем / трудоемкость учебной нагрузки. Следует отметить, что в странах—членах Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), в том числе и в нашей стране, применяется единая мера трудоемкости учебной нагрузки обучающегося — зачетная единица, или «кредит». Данная мера базируется на европейской системе переноса зачетных единиц (кредитов) — Euro pean Credit Transfer System (ECTS). В этой связи в индивидуальных учебных планах, оформляемых для обучения в вузах стран—членов ЕПВО, наряду с перечислением дисциплин также следует указывать и их трудоемкость, выраженную в зачетных единицах («кредитах»). Согласно принятой системе трудоемкость учебной нагрузки студента в семестр должна составлять 30 зачетных единиц («кредитов»).

Как известно на протяжении последних нескольких десятилетий академическая мобильность наиболее активно развивалась прежде всего в Европейском Союзе. Во многом этому способствовали многочисленные внутриевропейские проекты и программы, например, программа Эразмус. Значительный опыт европейских вузов по организации академических обменов позволил разработать универсальную форму индивидуального плана обучения за рубежом — так называемый «Learning agreement» (учебное соглашение). Все страны, входящие в ЕПВО, используют данную форму в качестве типовой при реализации программ академической мобильности.

 

Индивидуальный учебный план студента 1—2 ступеней высшего образования программы Эразмус+

 

Данный документ состоит из трех частей:

1) «before the mobility» — предварительный план, который кандидат составляет на этапе участия в конкурсе;
2) «during the mobility» — изменения, которые вносятся в предварительный план в ходе обучения за рубежом (как правило, это происходит на этапе зачисления в зарубежный вуз, когда, например, выясняется, что не все курсы преподаются в текущем семестре);
3) «after the mobility» — часть, в которой отражаются результаты признания обучения за рубежом направляющим вузом.

Документ подписывается студентом, направляющим и принимающим вузами, при этом принимающий вуз обеспечивает наличие выбранных дисциплин, направляющий вуз обязуется признать дисциплины в случае их успешного прохождения. Следует отметить, что для понятия «дисциплина» используется более широкий термин — «educational component», т. е. любая структурированная учебная деятельность — например, курс, модуль, семинар, лабораторная 
работа, практическая работа, работа над проектом и т. д.

Правильно составленный учебный план является залогом успешного участия в конкурсе программы и эффективности академического визита за рубеж. При составлении учебного плана важно знать, что обязательным условием является соответствие выбранных дисциплин той учебной программе (специальности), по которой обучается кандидат. Иными словами, студент юридического факультета не может изучать дизайн или искусство по программе обмена. Однако это вовсе не означает, что выбирать необходимо дисциплины идентичные учебному плану своего вуза, ведь в таком случае теряется главная идея обмена (и основа успешной мотивации): приобретение дополнительных навыков и знаний.

Рекомендуется включать в индивидуальный план прежде всего такие специализированные курсы, которые изучить в Беларуси не представляется возможным, но которые соответствуют специальности кандидата и позволяют получить компетенции, релевантные его будущей профессии.

Также необходимо помнить о том, что по возвращении изученные дисциплины должны быть засчитаны направляющим вузом. Учебная программа белорусского вуза состоит из двух компонентов: государственного и университетского. В последний входят дисциплины специализации, факультативные дисциплины и учебные дисциплины цикла «дополнительные виды обучения». Согласно существующим правилам, признание результатов обучения в зарубежном вузе возможно за счет дисциплин университетского компонента. Таким образом, именно с детального изучения учебного плана своей специальности и следует начинать работу по планированию своего обучения за рубежом.

Следующим важным этапом планирования обучения является изучение учебных планов зарубежных вузов, участвующих в программе академической мобильности. Как правило, вузы публикуют перечни дисциплин, которые ориентированы на иностранных студентов по обмену, в специальных каталогах и размещают их на своих интернет-сайтах. Простейший способ найти нужную информацию на интернет-сайте — перейти в раздел для иностранных студентов. Как
правило, подобные разделы называются «Exchange Students», «Our Academic Offers», «Courses for Exchange Students» и т. д.

Выбор дисциплин и их сопоставление с учебным планом своей специальности — достаточно сложная задача, которая не всегда по силам студенту или даже магистранту. Консультацию и помощь по оформлению индивидуального плана в вузе могут оказать преподаватели, координаторы программ академической мобильности на факультетах, сотрудники деканата, международной службы.

Завершающим этапом подготовки плана является его согласование с руководством своего факультета и, при необходимости, с координатором программы в принимающем вузе. В ряде случаев также может потребоваться и подпись представителя центральной администрации вуза, например проректора по учебной работе.